Наука понимает рождение культуры, как возникновение перед человеком необходимости в устройстве своей жизни, в освоении земель, разведении животных, что говорит о самой тесной связи с обустройством быта.
Рассматривая вопрос о становлении человеческой цивилизации, необходимо связать культурологические исследование с историческими фактами.
История культуры человечества
Многочисленные археологические экспедиции и работы привели к тому, что сейчас мы можем условно разделить историю на несколько периодов и эпох, характеризующих человеческую цивилизацию, как совокупность свидетельств наличия культурных ценностей.
Человеческие потребности возрастали прямо пропорционально ходу истории, соответственно, расширялась область культурных знаний. Борьба за территории, ресурсы и ментальное превосходство определили географию культур и традиций.
Культура позволила человеку осознать свою роль в мире и обществе, обеспечила формирование человеческой сущности. Расцвет культурологического знания определило возникновение философских убеждений.
Культура есть неотвратимый путь человека и человечества
Философия предположила отказ от следования догмам и первоначальной своей задачей поставила стремление к постоянному расширению знания о мироустройстве, пониманию человечества, как самостоятельного и цельного организма.
Впервые человека определяют не как творение бога, а напротив, его непосредственного создателя.
Искусство возникло в связи с развитием общественного статуса и условий человеческой жизни. Она условно и реалистически отражала действительность. Живопись и скульптура были далеки от реальности, преследовали религиозную идею, где душа торжествует над телом.
Интерес к данному свойству культуры возникает у человека посредством идеи, которая не свойственна современному миру. Творческая деятельность различных культур и эпох позволила зародиться такому понятию, как художественная и образная система, где центральное понятие отведено категории формирования идеала, к которому стремится общество.
Религия это одна из форм общественной культуры. У разных народов разные ценности, для буддизма, например, характерно спокойствие и превосходство внутреннего мира и отрицание материальных ценностей, а христианством нередко прикрывались идеи политических преобразований, с целью обогащения и материального достатка.
Культура, как область нравственного сознания общества, тесно связана с религией, более того, она полностью зависит от понимания человеком духовного начала мироздания. Но новая философия (Гегель, Фейербах, Спиноза) сомневались в первозданности бога, как материального существа. На этом отрицательном фоне культура испытала серьезные проблемы, потому что изменились ценности и моральные устои общества.
Наряду с религиозными рознями и многочисленными войнами, на становление человеческого сознания повлияла борьба культур разных по происхождению народов.
Европейская мысль находилась между двух огней — востока и запада, претерпевая перелом традиционных культурологических традиций. И все таки влияние запада оказалось сильней, потому что человек получал относительную, хоть и условную свободу действий.
Военные конфликты выполнили свою миссию, и современное общество получило точные политические и идеологические ориентиры, ограничив при этом возможности и потребности культурного роста человека, развития духовного самосознания. Менялась власть, менялся государственный строй, но неизменны были корыстные планы политиков.
Жизнь современного общества насыщена сомнительными ценностями. Идеология «нового времени» привела к разрушению тех понятий и стандартов, которые отличали ранее культурный слой общества от определенных групп населения, нуждающихся в нравственном самоопределении.
Но главным мерилом культурного роста выступил научно-технический прогресс, поставив в тупик множество народностей и государственных образований. Это произошло по причине недостатка средств и ресурсов, необходимых для промышленного развития, находящихся под контролем политических объединений и систем финансового резервирования.
Культуру в современном мире чаще всего отождествляют с отражением влияния на общество средств массовой информации.
Прогресс данной системы стал возможен благодаря подготовке общественного сознания к восприятию свободных массовых ценностей, во многих случаях навязанных и принятых, в последствии, теми странами, менталитет которых оказался недостаточно самостоятельным для противостояния планам мировой элиты по упрощению, а затем и уничтожению культуры и нравственных ценностей общества.
Отношение современного общества к такому благу, как интернет можно назвать неоднозначным. Человек, который чувствует необходимость личного нравственного развития способен правильно воспользоваться помощью мировой информационной среды.
Но, к сожалению, подавляющее большинство социальных групп подвергаются отрицательному влиянию свободного информационного потока, создание и развитие которого напрямую связано с потребностью общества в культурном росте.
Культура и общество на протяжении многих веков существовали в тесной взаимосвязи, что способствовало появлению разнообразия научных областей знания, затрагивающих взаимодействие природы и человека, антропологических факторов развития цивилизации.
Но всякий прогресс достигает переломного момента, к которому стремится философия, и которого опасаются индустрия и промышленность, страх которых связан, конечно, с рефинансированием или, вовсе, с банкротством.
Независимые научно-исследовательские институты и организации, названные за отличие от массовых убеждений и стандартов концептуальными, считают, что возобновление культурных ценностей зависит от частного и личного понимания человеком его собственной роли в мире.
Появляются последователи тех теорий, которые побуждают человечество вновь направить все усилия к возрождению истинного смысла культуры, заключающегося не в поиске того самого идеала нравственности, а в его создании.
Человек, как и много лет назад, был и остаётся не просто частью культуры, но причиной её появления, её двигателем. Ценность понятия культуры в обществе полностью зависит от понимания данного определения, как достижения успеха в стремлении личности к духовному росту.
Образовательные учреждения необходимы для осуществления главных человеческих задач: нравственное развитие, совершенствование своих идеалистических убеждений, расцвет культурного самосознания. Это очень актуально в современном мире и важно для возрождения человеческой цивилизации.