В.Н.Сорока-Росинский придерживался подхода, который кажется современным: деятельностного подхода. Акцент он делал на умственном труде, культуре и творчестве.
Надо упомянуть, что главное применение своему педагогическому опыту Сорока-Росинский нашел в Школе имени Достоевского (ШКИД), школе, в которой учились и жили трудновоспитуемые, беспризорные, считающиеся девиантными дети. И уж точно, в любом случае, период заведования именно этой школой был очень важным периодом в жизни Виктора Николаевича, поэтому необходимо сделать акцент на деятельности педагога именно в этом учебном заведении.
Педагогические идеи системы Сорока-Росинского
Национальное воспитание: Еще в семье, посредством знакомства ребенка с традициями устного народного творчества, должны залагаться основы национального воспитания. Человек должен быть готов в будущем, став взрослым, служить Родине и своему народу.
Демократичность воспитания и обучения: Отказ от грубого понимания «дефективности» и признание индивидуальности ребенка. Своих учеников педагог относил к одаренным от природы людям, пусть с отклонениями, появившимися особого склада психики и особенностей развития.
Принцип учебы в коллективе, но с возможностями для раскрытия каждого: Выступал за то, чтоб в детских домах был смягчен режим общей деятельности, за специальные классы для индивидуального творчества и размышления. Сорока-Росинский часто вел с ребятами беседы, каждый день читал всем за обедом какую-нибудь «лекцию», но при этом он уделял внимание и отдельным воспитанникам. К примеру, когда мальчик Цыган рассказал ему, что пишет стихи, педагог прислушался к нему и направил его писать в школьную газету.
Метод доверительной беседы, убеждения: Пример из книги «Республика ШКИД»: история с Пал Ванычем и частушками. Рассказывается о том, что у учеников однажды появился преподаватель, который читал им частушки и рассказывал веселые, но грубые истории, но совсем ничему не учил. Преподавателя было решено выгнать, и ребята «забузили», устроив забастовку. Но Сорока-Росинский, как видно из этого отрывка, доверительно поговорил с детьми, убедив их, что им самим нужно учиться, а не смотреть «цирковые номера» этого плохого педагога.
Всякое знание превращай в деяние: Развитие творческого потенциала учеников с помощью игр (постановки, литературное творчество, конкурсы). Буйная энергия воспитанников находила выход в творческой деятельности.
Фундаментальная образовательная подготовка: 10-12 уроков в день. Однако программа дня строилась так, что от уроков дети не должны были валиться с ног от усталости. Принцип игры как потребности детского организма лежал в организации всей жизнедеятельности школы. Соединились самоуправление, игра и творчество: школьный гимн, герб, газета, была введена система собраний и выборных старост.
Труд не как наказание, а как особое отличие: В отрывке из книги Виктора Николаевича «Школа Достоевского» рассказывается об ученике, которому он в наказание дал задание вымыть вне очереди лестницу. Ученик начал рыдать и ругаться, и никак не получалось заставить его работать. Тогда Сорока-Росинский отнял у хулигана тряпку и ведро и сказал, что раз тот не хочет мыть лестницу, педагог вымоет ее сам, а затем приступил к работе.
Ученик сначала молча смотрел на то, как Сорока-Росинский моет лестницу, а затем спокойным и доброжелательным голосом сказал, что доделает работу сам. После этого случая, как сказано в книге, труд никогда больше не применялся как наказание, напротив, набор ребят на трудовые работы происходил добровольно, и, что удивительно, желающих оказывалось всегда больше, чем необходимо.
Но не был в школе забыт и умственный труд, насыщенная интеллектуальная жизнь учебного заведения привела к тому, что однажды С. Я. Маршак даже сравнил ее с лицеем Царского села, дав определение «пролетарский лицей».
Самодеятельность, самоуправление, соревновательность, самокритичность: Ещё в работе «Психология и самовоспитание» Виктор Николаевич ставил вопрос о создании науки автогогики, которая способствовала бы раскрытию личности любого человека.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что педагогическая система В. Н. Сорока-Росинского:
1) основана на деятельностном подходе
2) является гуманистической по отношению к детям, даже трудным
3) содержит методы игры, интеллектуального трудового обучения, метод доверительных бесед, метод самоуправления.
В. Н. Сорока-Росинский был, прежде всего, другом детей, добрым и гуманным человеком, и вся его система построена именно на таких началах.